Друзья, я регулярно использую вопросы в моей практике психолога и коуча. На полугодовой программе учу правильно и своевременно задавать вопросы своим близким в семье, коллегам и подчиненным на работе.  Сегодня хочу рассказать о  шести типов вопросов  — «Ромашка Блума». «Блум» можно перевести с немецкого языка как цветок.  Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.

Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на  зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.   Иногда   их   задают   с   целью   получения   информации,   отсутствующей   в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики (см. подробно о курсах): поднятые брови, широко раскрытые глаза, когда спрашиваете: «Ты действительно думаешь, что…?». 
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. обычно начинаются со слова: «Почему?» В некоторых ситуациях  (об  этом  говорилось  выше) они  могут  восприниматься  негативно  —  как  принуждение  к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» и т.д.  
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов, «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
  • Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?» и т.д.

Начните практиковать с простых и уточняющих вопросов. 

Примите участие в марафоне «Второе дыхание» и оцените ваши отношения с партнером в семье (мужем/женой, родителем или ребенком). Поверьте, это будет очень интересный опыт в отношениях. Ответы на вопросы помогут вам, как в семье, так и на работе. 

Напишите, о ваших результатах в комментариях статьи.  И поделитесь статьей со своими друзьями, если информация была вам полезна.

Буду рада вашим вопросам, если они у вас появятся!

вопросы