Наверняка, вы тоже задумывались над вопросом “Каково значение дистанционного обучения”, друзья?
Даже, если вас не коснулись проблемы дистанционного обучения лично. Уверена, вас не могли оставить равнодушными комментарии учителей и родителей в социальных сетях:

«Сегодня мы «насладились» прелестями дистанционного обучения. Уроки проходили на базе Учи.ру. Вернее, уроками это назвать сложно, скорее, тесты. Сразу бросается в глаза однобокость этих тестов, заточенность на примитивизм, так еще и постоянно встречалось слово «робот». Вопрос — кто тебе поможет прибраться в квартире к приходу мамы. Ответ — робот. Вопрос — сколько можно находиться в воде? Ответ — 10 минут!!! Чтобы посмотреть, как делается зарядка, нужно было нажимать на кнопки — поворот головы, приседания, махи руками. Вопрос — А что нужно еще сделать, чтобы быть здоровым? Ответ — открыть окно. В конце — Молодец! Гениально! Это уроки для 3 класса??? Даже для уровня дошкольника это слабовато! И самое главное — ни одного задания, связанного с практикой, с написанием материала в тетрадь. Вывод: такое обучение только для роботов. Вырастить всесторонне-развитую личность таким образом НЕВОЗМОЖНО».

«Лично мы за дистанционное обучение ?, все устраивает ?не кто не отвлекает , да и вообще много плюсов меньше минусов ?».

«Наплевательское отношение ребенка к удаленной учебе. Отсутствие самоорганизации. Ребёнок не может планировать время, у него копится большое количество задач, он начинает паниковать. Ему проще ничего не делать»

«Чтобы проверить одного ученика(прочитать, что он написал), я должна потратить 5-7 минут в зависимости от его ответа, на сочинение уходит минут 30!!!!у меня 80 учеников,каждый день 6-7 уроков, в день я должна проверить где-то 150-180 работ,значит, на проверку у меня уйдёт примерно 17-18 часов!! это реально?»

«Давайте откровенно. Уже давно практически каждый родитель столкнулся с тем, что учителя в школе стали халатно относиться к работе с детьми! Именно с детьми! Вся их «бумажная работа с комитетами и т.д» абсолютно не волнует ни ребёнка, который пришёл к учителю, ни родителя. Поэтому если в самое ближайшее время сами учителя не вспомнят кто такой ПЕДАГОГ!!!!, то их просто заменят боты, ведь их уже заменили «няни, репетиторы, и многочисленные сайты»…

«Кстати, тоже практически сразу об этом подумала: действительно, очень выгодно оптимизировать. Здания не нужны, большой штат сотрудников не нужен, экономия эл-ва и воды, не покупаем инвентарь и т.д. и т.п. Ну и учителей можно сократить, а ещё лучше — набрать эффективных менеджеров, которые будут выдавать задания».

«Сегодня был первый день дистанционного обучения. Это ужасно. Сначала надо было выложить конспекты уроков каждому классу. Ещё и Дневник.ру завис до 17.00. Спасибо соцсетям. Потом понеслись ответы учеников со всех источников интернета. Как же тяжело проверять работы с электронных носителей, пришлось расписывать все ошибки с пояснениями… Вообщем весь день у компьютера и никакого чувства удовлетворения… Как же я соскучилась по моим милым деткам!!!”

«Все, как и говорил Греф об образовании. Три класса образования для большинства. Классические школы останутся для богатых. Умный народ им не нужен. Вот и двигаемся к этому. Нужно сопротивляться, как сможем, ради наших детей!»

И еще много разных мнений я получила в ответ на мою статью “В чем суть дистанционного обучения?”, в личных письмах читателей. В этой статье я исследовала формы ДО (дистанционного обучения) и нормативно-правовые документы, регламентирующие  статус ДО в образовательной среде. После комментариев на статью захотелось продолжить исследование о будущем образования. Оценить плюсы и минусы дистанционного образования во время вынужденного карантина. Найти ответ на вопрос: “Каково значение дистанционного обучения после изоляции?”

Минусы дистанционного обучения:

  • Объем домашних заданий увеличился в разы,
  • Детям трудно самостоятельно организовать свой день,
  • Онлайн -платформы работали с перебоями, а сайты “висли”,
  • Не хватает личного общения с друзьями и учителями. Падает настроение у детей. учителей и родителей,
  • Снижается качество знаний: ребенок уроки делает с родителем и получает высокий балл. Всегда можно воспользоваться ГДЗ (готовыми домашними заданиями),
  • Без руководства взрослого ребенок не может сам анализировать новый материал и делать выводы. Родители сами выкладывают видео в свободный доступ:

Плюсы дистанционного обучения:

  • Некоторым детям понравилась новая форма обучения: “Спокойно учиться одному. Никто не нарушает дисциплину и не отвлекает”
  • ДО (дистанционное обучение) удобно использовать во время сезонных карантинов по гриппу, без отмены занятий. И для часто болеющих детей.
  • ДО — возможность подготовиться самостоятельно в любое время, подтянуть трудный материал и подготовиться к экзаменам.
  • ДО дает разнообразие выбора всем: кому не нравиться ходить в школу и кто любит школьную среду.

Скажу честно, мне бы хотелось уравнять “минусы” и “плюсы” дистанционного обучения. Но не получилось… Поэтому буду признательны за ваши комментарии к статье, ваши дополнения и уточнения.

Подводим итоги исследований

Согласно статьи 16 “Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий” Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно — телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) онлайн взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом). В образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Процесс цифрового обучения позволяет:

  •  учиться в выбранной учебной организации независимо от ее местоположения и местонахождения обучающегося;
  • получать информацию в удобное время в любой точке земного шара в необходимом количестве;
  • возвращаться к учебному материалу столько многократного и без ограничений, как это необходимо.

Прогнозы обучения в очном и цифровом формате

Очевидно, что дистанционный формат обучения удобен и экономичен для бюджета. Значит, формат цифрового обучения выгоден и будет развиваться. И, хотя, дистанционная форма обучения не заменит полностью уроки в школе с учителем, но точно повлияет на изменение штатного расписания и даже сокращение учебных учреждений. Например, малогабаритных сельских образовательных учреждений. Разве не для этого ранее была проведена инициатива министерства просвещения по созданию платформ для онлайн обучения под своим контролем? Не это ли было протестировано во время самоизоляции: цифровая замена очного формата и… экономия бюджета?

Кстати, эксперты Института прогрессивного образования выяснили, что ряд профессий рискуют оказаться ненужными по окончанию короновируса. По их мнению могут исчезнуть такие профессии, как менеджер, учитель, репетитор и др.

Развилка

Поэтому сегодня, как для учителей, так и для родителей, есть две стратегии, два сценария поведения. Первая стратегия страуса: “Риски, которые перечислены выше обойдут меня стороной”. Работает любимый стереотип нашей страны: «Авось пронесет. И не такое переживали, и это переживем». Но, увы, формула «моя хата с краю» здесь не работает. Потому, что есть высокая вероятность, что дети 2018 года рождения будут учиться дистанционно: ни первого звонка, ни первой учительницы. Будут тьютеры, которые будут  направлять обучение.  Дистанционное цифровое обучение будет дешевле. Да, будет и человеческое обучение, но… дорогое. Хотите этого? Или пора выйти из психологической защиты, отрицающей реальность, с которой мы столкнулись?

Пора понять, что мир изменился и возврата к прежнему уже не будет. На мой взгляд, востребованной в этой ситуации становится вторая стратегия — стратегия бдительности. В отличие от стратегии «страуса», бдительность — это не уход в психологическую защиту, отрицающую реальность, с которой мы столкнулись. Бдительность — это нравственно-волевое качество личности, выражающее готовность человека быстро реагировать на ожидаемые и неожиданные события.  Для этого важно понимать, чем более панорамно мы видим изменения, тем скорее мы сможем найти действенные меры выхода из критической ситуации. Эта стратегия становится сегодня, как мне кажется, наиболее востребованной. Мы проходим сейчас полосу социально-психологических рисков, полосу испытания. От нашего умения кооперироваться, взаимодействовать и жить сообща будет зависеть, насколько мы окажемся одинокими в условиях возможных цифровых изменений.

Человек – существо общественное. Большую роль играет воспитание его через коллектив, через общее дело, служение обществу и России. Это воспитание рождается через общение внутри семьи,  коллектива и общения с учителями и родителями.

Известно, продуктивность человеческого мозга тем выше, чем более он эмоционален. Дистанционное обучение из-за эпидемии коронавируса весной 2020 года показало, что предложенный формат порождает «эмоциональный голод» у детей и взрослых. Этот «эмоциональный голод» не только провоцирует деградацию интеллекта учащихся, но и резкое падение качества и системности мышления даже у  взрослых.

Для меня очевидно, дистанционное образование без живого общения детей, окрашенного эмоциями педагога, не может заменить учителя/воспитателя, его духовного примера, демонстрации им правильного системного мышления. Сегодня, как никогда, важна наша коллективная самость: наши дети, наши внуки, наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы, наше окружение. Все вместе мы должны выстроить пространство коммуникации, чтобы объединиться вокруг проблемы будущего образования наших детей, которую необходимо решать сообща. Заходите в мою группу ВКонтакте, подписывайтесь на мои бесплатные продукты! Чтобы своевременно получать мои новости, задавать приватные вопросы и получать быструю обратную связь от меня.  Пора правильно общаться друг с другом.

Как только мы начинаем общаться, мы перестаём быть одинокими. Луций Анней Сенека — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель сказал гениальную фразу: «Не согласись со мной хоть в чём-нибудь, чтобы нас было двое». И мы можем совершенствовать способы интерактивной коммуникации даже в процессе удаленного обучения.

От нас с вами зависит вернуться к проверенной системе школьного образования и совершенствовать ее или получить цифровые оковы!

Мне очень важно Ваше мнение, уважаемый читатель! Что Вы думаете о значении дистанционного обучения и его перспективах после короновируса?

Какие вопросы по дистанционному обучению вас еще интересуют?

Я буду признательна за ваши ответы и возможные решения проблем, которые вам откликнулись. Пишите их в комментариях к статье.
вопросы