В этой статье мы исследуем тему: “В чем суть дистанционного обучения?”

Сразу дадим краткий ответ на вопрос темы — в самостоятельном обучении. Обучающиеся должны уметь самостоятельно работать с информацией в удобное для них время.

Дистанционно мы обучаемся на расстоянии: получаем знания, формируем навыки и умения, взаимодействуя с компьютером.

Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом). В образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Процесс обучения при этом максимально автоматизирован.

Для любого выбирающего дистанционную форму обучения решающими факторами являются свобода выбора времени и места обучения по программе, выбора предмета, специальности и обучающей организации. Отчеты о проделанной работе обучающийся своевременно отдает на проверку преподавателю/куратору программы.

Таким образом, суть дистанционного обучения – это возможности:
— учиться в выбранной учебной организации независимо от ее местоположения и местонахождения обучающегося;
— получать информацию в удобное время в любой точке земного шара в необходимом количестве;
— возвращаться к учебному материалу столько раз без ограничений, как это необходимо.

Образовательная деятельность с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Распоряжением “Об организации деятельности образовательных учреждений” от 06.04.2020 г. Комитета по образованию Санкт-Петербурга образовательная деятельность образовательных учреждений осуществляется по образовательным программам с использованием строго электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с 06.04.2020 года и на период противодействия распространению коронавирусной инфекции (COVID-2019).

В соответствии с п. 1 статьи 16 “Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий” Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Это могут записи марафонов, видеоконференцийвидеокурсов, интервью, интерактивные электронные учебники, письменное общение через социальные сети или электронную почту. Все, что дает возможность учащимся получать знания в разных электронных форматах: подкастов, текст с гиперссылками, опросы, анкетирование с инфографикой, программы, игры, инструменты и материалы для получения знаний через дополненную реальность.

Еще 5-10 лет назад дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам. Сейчас можно пройти престижные дистанционные курсы и полноценные программы повышения квалификации от университетов, коммерческих и некоммерческих компаний разных стран. При этом, находясь в любой точке планеты и в комфортном для себя режиме.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно — телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) онлайн взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это обучение в режиме “здесь и сейчас”, опосредованное соединением. Такой формат появился в сфере дистанционного обучения еще в конце 1990-х и стал по-настоящему популярным продолжением после 2010 года с развитием интернета и цифровых технологий.

Онлайн-обучение позволяет учащимся полностью погрузиться в образовательную среду — смотреть/слушать занятия, выполнять задания, консультироваться с учителями и общаться с такими же учениками, благодаря подключению к сети.

Дистанционное обучение и обучение онлайн

Главное сходство этих форм обучения — само обучение, процесс получения новых знаний и навыков: вне учебных заведений и без непосредственного контакта с преподавателем/наставником. Этот процесс требует гораздо большей самодисциплины и сознательности от учащихся. Основной запрос родителей детей, переведенных на полное дистанционное обучение, при обращении к психологу:

«Наплевательское отношение ребенка к учебе. Отсутствие самоорганизации. Ребёнок не может планировать время, у него копится большое количество задач, он начинает паниковать. Ему проще ничего не делать”.

Понятие дистанционное обучение шире, чем онлайн-обучение, и вбирает «онлайн» в себя. “Дистанционное обучение” указывает на то, что между учеником и учителем существует расстояние и такая организация курса, когда от преподавателя поступают инструкции, алгоритмы действий, определенный набор материалов (в виде учебников, каталогов литературы, видео-лекций и т.д.). “Онлайн-обучение” означает, что изучение той или иной темы происходит при помощи интернет-соединения. Дистанционное обучение есть процесс, а онлайн от англ. on line (на линии, на связи, в сети, в эфире), “находящийся в состоянии подключения! — маленький кирпичик этого процесса.

Онлайн — это занятие здесь и сейчас. Дистанционно, это может быть не сейчас, а когда удобно (прослушать, например, записи уроков).Но именно онлайн-обучение позволяет выяснить непонятные вопросы через живое общение.

Особенности дистанционного образования прослеживаются и в организации процесса обучения. При получении образования по этой форме и преподаватели, и студенты должны владеть интернет технологиями. Нет необходимости студентам выезжать по месту учебы, они могут обучаться, находясь в любом городе, регионе, и даже стране.

Дополнения к сущности дистанционного обучения

Человек – существо общественное. Большую роль играет воспитание его через коллектив, через общее дело и служение обществу и России. Это воспитание рождается через общение внутри коллектива и общение с учителями и родителями.

Продуктивность человеческого мозга тем выше, чем более он эмоционален. Дистанционное обучение из-за эпидемии коронавируса весной 2020 года показало, что предложенный формат порождает «эмоциональный голод» у учащихся и через этот «эмоциональный голод» провоцирует деградацию интеллекта учащихся, резкое падение качества и системности их мышления. Дистанционное образование без живого общения детей, окрашенного эмоциями педагога, не может заменить учителя/наставника, их духовного примера, демонстрации ими правильного системного мышления. Необходимо совершенствовать способы интерактивной коммуникации в процессе удаленного обучения.

Чтобы дистанционное обучение не стало стрессом для учеников, учителей, родителей, необходимо в будущем учесть ряд проблемных вопросов:

  1. Не в каждой семье есть компьютеры, необходимые для удобной работы каждого члена семьи. Что делать семьям, где родители работают удаленно из дома, дети учатся дистанционно, а ноутбук на всех один?
  2. Не у всех есть безлимитный доступ в интернет. Что делать. когда нет ни прямой, ни обратной связи с учителями?
  3. Видеоконференции по компьютеру сложны для восприятия информации младших школьников. Долгое сидение за экраном, нагрузка на зрение и, что ещё хуже, на психику. Если родитель школьника первого–пятого класса в это время на работе, попадает ли он под статью 125 УК РФ «Оставление малолетних в опасности»?
  4. При всём уважении к педагогам физкультуры, музыки, ИЗО, труда, этике письменные задания по этим предметам — это перебор. Стоит ли упростить программу на время дистанционного обучения и оставить только базовые предметы?
  5. Многие учителя — сами родители. Возможно им лучше вести онлайн-занятия из дома вместо того, чтобы «отсиживать часы в пустых школах»?
  6. Родителям очевидно, сегодня процесс дистанционного обучения — это кинутые в родительские чаты или электронные дневники номера параграфов и заданий, которые надо освоить самостоятельно. Достаточной обратной связи и поддержки нет. Как индивидуально подойти к дистанционному формату обучения и учесть возможности отдельно взятых школ, классов, семей?

Надеюсь, что прописанные вопросы и их решение поможет сделать переход в формат дистанционного обучения более продуманным, престижным и комфортным для всех участников процесса.

Что вы думаете об этом уважаемые читатели?

Какие вопросы по дистанционному обучению вас еще интересуют?

Я буду признательна за ваши ответы и возможные решения проблем, которые вам откликнулись. Пишите их в комментариях к статье.