Почему школы не способны научить,  а дети теряют здоровье, рассуждает американский педагог Джон Тейлор Гатто — учитель из самой обычной школы в Гарлеме  (после вручения ему премии Учитель Года города Нью-Йорка). И несмотря на то, что его статья  была написана в конце прошлого века  — в январе 1990 года, она остается во многом очень и очень актуальной.

Проблема здоровья детей  по-прежнему актуальна для школы. Сегодня закон «Об образовании» регламентируют обязанности педагога —  учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья.

Мониторинг (http://www.loiro.ru/news/116 ) рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга можно указать недостатки работы, а также сформулировать основные направления деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных действий и динамики состояния здоровья. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития организации среды со здоровьесберегающими функциями

Мониторинг здоровья в школе (видеоконференции ЛОИРО ) – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья обучающихся.

Мониторинги  в ОУ/ДОУ  проводятся обычно по следующим направлениям:

  • соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)
  • физическое здоровье-
  • психологическое
  • социальное

Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:

  • группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;
  • физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;
  •  наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.

По результатам такой работы выявляются заболевания:

  • Опорно-двигательного аппарата
  • Органов зрения
  • Органов дыхания
  • Органов пищеварения
  • Мочевой системы
  • Нервной системы
  • Сердечно-сосудистой системы

Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.

Увы, такие мониторинги скорее отвечают на вопрос «Откуда берётся болезнь и как её можно избежать?».

Новая концепция здоровья — салютогенез первичным ставит вопрос: «Откуда берётся здоровье и как его можно укрепить?» (см мои посты в группе «Валентина Бондарева_Блог«).

17 марта 2014 года в ЛОИРО  состоялась видеоконференция , где были рассмотрены новые направления проведения мониторинга здоровья в ОУ/ДОУ:

Бондарева В.В. Мониторинг-здоровья

Вестлунд Акки  ФМС-метод

Проект “Мониторинг  здоровья школьников” со шведским ФМС  институтом, возглавляемым Акки Вэстлунд начал работу со статьи:

”Отавский Устав ”-  является основой  в  создании ФМС – метода и  был принят на первой международной конференции по Улучшению  здоровья в  Оттаве, 21 ноября 1986  года.  Он стал результатом первой международной конференции по Улучшению  здоровья и подготовил предпосылку к  действию, которая должна была привести k улучшению здоровья  всех граждан  в 2000 году и в  будущем. Основными  условиями  и ресурсами  для оздоровления  были определены следующие факторы : мир, жилье, образование , питание, доход , стабильную экосистему , устойчивых ресурсов , социальной справедливости и равенства .  Результаты конференции  выложены информацией на сайте Всемирной Организации Здравоохранения (далее  ВОЗ)- http://www.who.int/ru/.

В Швеции  эти предпосылки  вылились в проект  «Hälsoframjande Skola» -”Школа, содействующая  укреплению здоровья”. Основателем  ФМС  концепции стал руководитель проекта  одной из 11 шведских школ. Школа  была выбрана в 1998 году для участия в европейском проекте среди Европейской сети школ по укрепления здоровья. Проект был инициирован  ВОЗ и Европейским советом и был направлен на  повышение интереса к  образу и условиям жизни , а не на работу по укреплению здоровья и на недопущение болезни. Основа благополучия считалась важной частью общего здоровья, и это был новый   взгляд на здоровье и адаптацию в школах.

Вопросы здоровья важны для всех — сотрудников школ, учащихся и их родителей. Каждый должен   быть частью  создания нового видения школы, содействующего укреплению здоровья.  Самое важное это привлечь всех людей и группы, которые будут затронуты в процессе работы так, чтобы они сами могли быть частью  процесса. Цель проекта  состояла в том, чтобы создать благоприятную среду, которая  смогла бы улучшить здоровье  всех, кто занимается и работает в школе.

Исследования, проведенные в школах, показывают, что эти школы имеют   позитивный результат по  укреплению  здоровья молодежи. Исследования также показывают, что существует нехватка информационной политики и организационной культуры в школах, которая помогла бы улучшить процесс, содействующий укреплению здоровья.

Этот новый взгляд на основы укрепления здоровья был адаптирован  в шведских школах в 2000 году.

Политика  ФМС  концепта вдохновила на  работу  и школы  Северной Ирландии, во главе которых находится Отдел по укреплению здоровья  Северной Ирландии. Школы Северной Ирландии   столкнулись со стрессом от терроризма в течение многих лет. Школы и другие организации были, поэтому вынуждены  внедрить ФМС метод, чтобы молодежь начала работать  над  основными  нравственными жизненными  факторами, которые являются  фундаментом  ФМС концептa.

Многие школы в неспокойных районах, где студенты находятся в состоянии стресса от окружающей среды  и которые не могут повлиять и понять  сложившуюся ситуацию,  получили  преимущество, придерживаясь политики Health Certification/» Сертификация Здоровья».

Фактором нездорового образа жизни является  малоподвижный образ жизни. Он опасен так же, как и курение. Малоподвижный образ жизни был назван » одной из самых распространенных болезней. Это «большой тихий убийца» и он составляет наибольшую угрозу для здоровья  в развитых стран.  Несмотря на то, что физические упражнения могут принести пользу каждой части тела, и существенно увеличить продолжительность жизни, в обществе по-прежнему распространено  пассивное отношение и бездеятельность. Рассматривая его как «норму»  жизни, врачи, например, поощряют пациентов, чтобы они находились на постельном режиме гораздо чаще, чем поощряют физические упражнения.

Сегодняшний  прогресс ведет к механизации производства, который  влияет на наш образ жизни и сокращение  количество времени, которые мы проводим в движении. Тем не менее, важность физической активности и  опасность малоподвижного образа жизни физическим лицам и обществу по-прежнему недооценивается.

В 2008 году  вирусные инфекционные заболевания (далее ВИЗ) привели к 63 % случаев смерти во всем мире. Существует немало доказательств того, что малая физическая активность была одной из основных причин смертности и инвалидности в результате ВИЗ. По скромным оценкам, 6-10 % этих смертей были вызваны малоподвижным образом жизни. Это значит, что это  ведет к преждевременной смерти.

Малоподвижный образ жизни ведет к  ишемической болезни сердца, сахарного диабета 2 типа, ожирению, нарушению обмена веществ, психическим расстройствам, слабоумию, остеопорозу  и некоторым видам рака. Эти болезни приводят к росту расходов на здравоохранение, снижению качества жизни. За счет  умеренной  физической активности в повседневной жизни, значительно улучшается  здоровье и качество жизни. Это важное преимущество для неактивных людей, которые становятся умеренно активными.

В начале становления движения, алкоголь не был  главной проблемой. Это была, как правило, единственная проблема . Но в начале  1960-х годов произошла  популяризация рекреационных наркотиков  и сегодняшние алкоголики  пристрастились к другим веществам . Хроническое использование алкоголя или злоупотребление другими наркотическими веществами  создает  серьезные  проблемы психического и физического здоровья .

Основа ФМС метода — это мотивация  здорового образа жизни и психологическое укрепление молодых людей, которые могут сказать «нет» наркотикам!

ФМС профиль студента — это концепция, которая мотивирует позитивно на   (F) физическое, (М) ментальное (С) Социальное  развитие человека.

За 12 лет, преподаватели физкультуры и школьные медсестры примерно в 60 школах в Швеции использовали ФМС метод. Профиль студента используется как метод мотивации учащихся в возрасте от 15 — 19 лет, чтобы они сами  взяли на себя ответственность за свое здоровье.

Здесь представлены факторы образа жизни 22000 учеников  на протяжении многих лет, которые собраны в базе данных.

ФМС метод включает в себя 14 фитнес — тестов, и 27 вопросов о жизни, опираясь на новое исследовательское направление — салютогенез, которое занимается источниками физического, душевного и духовного здоровья. Слово «салютогенез» состоит из латинского слова «salus, salutis» — «здоровье, исцеление» и греческого «genesis» — «происхождение». Таким образом, главный вопрос салютогенеза – о происхождении здоровья. Этим он закладывает новую парадигму, новое особое исследовательское направление.

Около трехсот лет определяющей парадигмой в медицине была парадигма патогенеза. Слово «патогенез» образуется из двух греческих слов: «pathein» — «страдать» и «genesis» — «происхождение». Это означает происхождение страдания и, соответственно, боли и болезни.  То есть главный вопрос патогенеза  —  о происхождении болезни. В этой связи также возникло и понятие профилактики заболеваний: предотвращение болезней в ключе патогенеза состоит в препятствовании болезнетворным факторам, в исключении их. Вопрос о том, как возникает болезнь и как эту болезнь можно предотвратить, стоит здесь на переднем плане.

Увеличение стоимости услуг в сфере здравоохранения и вызванные этим трудности с финансированием способствовали тому, что на международном уровне появилась открытость и готовность к принятию новой концепции здоровья — салютогенеза. Теперь первичным стал вопрос: «Откуда берётся здоровье и как его можно укрепить?» — а не: «Откуда берётся болезнь и как её можно избежать?»

То есть в случае инфекционного заболевания, я не задаюсь вопросом: «Кто меня заразил? Как называется вирус, бактерия? Какой антибиотик может помочь в этом случае?». С позиций салютогенеза мой вопрос был бы: «Почему именно я остался здоров, когда все другие вокруг меня заразились?» Вопрос, почему один заражается, а другой нет — это вопрос для салютогенетического исследования.

Концепция салютогенеза (от лат. salus — благополучие, здоровье) возникла в начале 1970-х годов как попытка ответа на вопрос о факторах, благодаря которым человек способен оставаться соматически и психологически здоровым, несмотря на воздействие стрессоров. Ее создателем стал Аарон Антоновский (1923—1994) — израильский социолог, работавший на стыке медицины и социологии.

В ходе обследования людей, выживших в концентрационных лагерях во время Второй мировой войны, А. Антоновским и коллегами было обнаружено, что женщины, пережившие лагеря, в среднем продемонстрировали более низкие показатели адаптации, чем контрольная группа, однако среди них оказалось и значительное количество хорошо адаптированных людей. Это заставило авторов задаться вопросом о факторах, которые помогли этим людям, несмотря на травматический опыт, не только сохранить психологическое здоровье, но и оставаться счастливыми.

В противовес преобладавшей в то время патогенетической парадигме, отвечавшей на вопрос о том, каким образом воздействие стрессоров приводит к нежелательным болезненным последствиям, А. Антоновский, предложил салютогенетическую парадигму исследований, в рамках которой внимание исследователя сосредоточено на случаях успешного преодоления людьми стрессогенных ситуаций, даже если эти случаи идут вразрез с общей тенденцией, и на поиске факторов, способствующих устойчивости к стрессам. Эти факторы могут быть как психологическими (например, оптимизм как личностная черта), так и связанными с социальным окружением (например, социальная поддержка) или физической средой (например, чистота питьевой воды).

По мнению А. Антоновского, даже сам по себе стресс не всегда является патогенным: при определенных условиях он может быть и салютогенным фактором, вызывая напряжение организма, способное провоцировать новые адаптивные реакции. В результате успешного преодоления стресса человек может приобрести позитивный опыт; таким образом, имеет смысл говорить скорее о вызовах, чем о стрессорах, конфликтах или проблемах. «Вопрос уже не в том, каким образом мы можем исключить тот или иной стрессор, но в том, как мы можем научиться жить, и жить хорошо, под действием стрессоров, и, возможно, даже обратить их существование себе на пользу».

Последствия стресса — будут ли они негативными, нейтральными или позитивными — зависят не от характера самого стресса, а от индивидуальных способов реагирования на него.

Понятие салютогенетической ориентации, предложенное А. Антоновским, может быть применено как на уровне личности, так и на уровне социальной группы или общества в целом и предвосхищает исследовательскую парадигму позитивной психологии, которая также стремится изучать «условия и процессы, приводящие к процветанию или оптимальному функционированию людей, групп или социальных институтов» . Однако А. Антоновский не только ставит вопрос, но и предлагает возможный ответ на него: по его мнению, фактором, укрепляющим здоровье, является чувство связности (sense of coherence).

Антоновский А. создал метод измерения способности людей к стрессоустойчивости  в трудных жизненных  ситуациях, основанный на чувстве связности — «общей ориентации личности, связанной с тем, в какой степени человек испытывает проникающее во все сферы жизни, устойчивое, но динамическое чувство уверенности, что:

1) стимулы, поступающие из внешних и внутренних источников опыта в процессе жизни, являются структурированными, предсказуемыми и поддаются толкованию;

2) имеются ресурсы, необходимые для того, чтобы соответствовать требованиям, которые вызваны этими стимулами;

3) эти требования являются вызовами, которые стоят того, чтобы вкладывать в них ресурсы и самого себя».

В его формулировке, чувство связности  состоит из трех компонентов :

1  Предчувствие: вера , что все происходит в определенном порядке и предсказуемым образом. Это чувство , что вы можете понять события в вашей жизни и разумно предсказать, что произойдет в будущем.

2 Управляемость: убеждение, что у вас есть навыки или способности , поддержка , помощь , или ресурсы, необходимые , чтобы заботиться о вещах; и что вещи являются управляемыми и существуют в пределах вашего контроля

3. Значимость: убеждение, что вещи в вашей жизни являются интересным  источником удовлетворения, что вещи действительно стоят этого  и, что есть веские основания или цель, чтобы заботиться о том, что происходит.

ФМС метод состоит из вопросов, разработанных Антоновским, как измерить чувство «связности»/»однородности»

Анкета/ вопросник заполняется участником ФМС метода, а затем передается к ментору ФМС метода.

Общие выводы исследования  достигаются путем сочетания/взаимодействия  физического, психического и социального состояния/благополучия, который   обычно называют  «Треугольник здоровья»

ФМС концепция имеет четыре  этапа:

1 этап:   Физическая лаборатория

При оценке физического здоровья происходит: измерения силы, физического состояния, мобильности и баланса. Кости измеряют и сравнивают с мышечной массой  и весом. Этот тест дает участникам представление, какие части  физического тела/их функции они должны улучшить, чтобы улучшить качество их жизни.

Этап 2. Диалог

Психическое здоровье определяется и оценивается нашей способностью справиться со стрессом в повседневной жизни. Это поддерживается в целом веселым и оптимистичным отношением к жизни. ФМС метод использует результаты  физической лаборатории, ответы, связанные с вопросами о жизни, о работе и «чувствах связности». Это диалог не терапевтического характера , но он отображает текущую ситуацию жизни человека в структурированном виде и подчеркивает оздоровительные факторы . Эти  беседы можно проводить по отдельности или в группе / классе .

Этап 3. Индивидуальный план

Диалог проходит по индивидуальному плану, где все факторы, влияющие на здоровье выявлены. Затем  идет воздействие /стимуляция на те факторы,  которые, в конечном счете, создают болезни и плохое самочувствие в общественной жизни.

Этап 4. Оценка качества происходит индивидуально и в группах

Каждый год каждому студенту предлагается профиль ФМС студента, чтобы оценить свои усилия и посмотреть  достижение   своей цели . Каждый класс, специальная группа или вся школа  входит в компьютерную систему/диаграмму. Диаграмма помогает оценить свои усилия и  проследить, как далеко они продвинулись к своей цели, какой есть прогресс и на  что надо обратить внимание , чтобы улучшить свое эмоциональное состояние

В Швеции  60 школ, участвующие в проекте, убедились в том, что физическая активность и правильный образ жизни укрепляет сознание  молодых людей и помогает отказаться от приема наркотических веществ.

Выводы

Миссия школы заключается в подготовке молодых людей к трудовой жизни, что означает быть в состоянии взять на себя ответственность,  проявить упорство, самодисциплину, стабильность, нравственность, ловкость и гибкость ,чтобы  тело было свободно от боли.

Была ли интересна Вам статья? Поделитесь вашими впечатлениями в комментариях, пожалуйста.

Подписывайтесь в группу «Валентина Бондарева_Блог«, чтобы регулярно получать мои новости и не пропустить полезные материалы.