Педагогическая запущенность (ПЗ) – термин, который касается детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом. Психика детей с проблемой педагогической запущенности поддается коррекции.

Если вовремя выявить предрасположенность к ПЗ, ребенка будет не сложно адаптировать к общепринятым нормам этического поведения.

Социально педагогическая запущенность выражается агрессивным отношением к окружающим ребенка людям, не желанием придерживаться правил поведения в обществе, протест против обучения в школе или детском саду.

Виды педагогической запущенности

  1. Нравственно-педагогическая. Характеризуется отсутствием нравственных понятий и безнравственным поведением.
  2. Интеллектуально-педагогическая. Инфантильность в отношении учебы и нежелание всесторонне развиваться.
  3. Нравственно-эстетическая. Искаженное чувство «прекрасного» и «безобразного».
  4. Медико-педагогическая. Физические отклонения в последствие не соблюдения элементарных правил гигиены.
  5. Нравственно-трудовая. Отрицание необходимости трудиться как физически, так и умственно.

Эти виды педагогической запущенности встречаются на практике, как в отдельных проявлениях, так и совместно. Выявлять себя могут в большей или меньшей степени. Устранение проявлений асоциальности возможно только при объединении усилий педагога и семьи.

Трудновоспитуемость и педагогическая запущенность

Часто термин «трудный ребенок» приравнивают к педагогической запущенности. Но это несколько разные понятия. ПЗ является показателем предрасположенности к трудновоспитуемости. Таким образом, трудновоспитуемость — следствие педагогической запущенности.

Трудный ребенок создает немало проблем родителям и воспитателям в детском саду. В дальнейшей школьной жизни контролировать ребенка становиться все сложнее. Без помощи специалиста психолога в воспитании таких детей не обойтись.

Причины педагогической запущенности

Безусловно, установить точную причину, по которой ребенок начинает отрицать и противоречить всему, чему его учат старшие установить практически невозможно. Но существует несколько факторов, которые могут спровоцировать ребенка к такому враждебному поведению:

  • безразличное отношение к достижениям и успехам ребенка важных для него людей;
  • постоянная критика со стороны старших людей имеющих авторитет для малыша или подростка;
  • регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка;
  • чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка;
  • унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребенком или между родителями;
  • другие неблагополучные аспекты семейного климата;
  • со стороны педагогов – унижение ребенка перед коллективом;
  • со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес малыша.

Коррекция педагогической запущенности

причины педагогической запущенности

Главная задача людей имеющих влияние на воспитание ребенка – это вовремя выявить признаки педагогической запущенности. Тогда не придется прибегать к помощи специалистов или отдавать ребенка в специализированные классы по коррекции ПЗ. Старайтесь создавать ему комфортные условия для учебы и творческой деятельности. Поощряйте желание познавать что-то новое, в том числе посещать спортивные секции.

Учитесь контролировать себя и свое поведение с ребенком. Не повышайте лишний раз на него голос, из-за какого либо проступка. Попробуйте спокойно объяснить причину и следствие его негативных действий.

Источник: http://womanadvice.ru

Понравилась статья? Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:) Спасибо!