Уважаемый читатель, в этой статье представлены материалы переводов J. IllsleyClarke и C. Dawson (GrowingUpAgain, 1998). Мы много и продуктивно используем их в нашей практике работы с родителями и их детьми. Будем рады, если вы получите свои результаты и поделитесь ими в комментариях к этой статье.
СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):
Полезное поведение родителей
· Поддерживать детей в выполнении задач развития
· Обеспечивать любящую, последовательную заботу
· Реагировать на потребности ребенка
· Думать за ребенка
· Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления
· Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок
· Выражать заботу в том, что прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему
· Искать помощь, когда не уверены, как заботиться о ребенке
· Быть надежным и заслуживающим доверия
· Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых
Вредное поведение родителей
· Не реагировать на зов ребенка
· Не прикасаться и не держать на руках достаточное время
· Реагировать сурово, гневно, возбужденно
· Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден
· Наказывать ребенка
· Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку
· Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер
· Критиковать ребенка за что-либо
· Игнорировать ребенка
СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):
Полезное поведение родителей
· Поддерживать детей в выполнении задач развития
· Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей
· Защищать ребенка от повреждений
· Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями
· Говорить по два “да” на каждое “нет”
· Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в “ку-ку” и пирожки, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)
· Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно
· Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”
· Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”
· Повторять звуки, которые издает ребенок
· Много говорить ребенку
· Реагировать, когда ребенок затевает игру
· Заботиться о собственных потребностях
Вредное поведение родителей
· Не обеспечивать защиту ребенка
· Ограничивать подвижность ребенка
· Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще
· Ругать или наказывать
· Ожидать, что ребенок не будет трогать “ценные” вещи
· Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок
· Игнорировать ребенка
СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):
Полезное поведение родителей
· Поддерживать детей в выполнении задач развития
· Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту
· Помогать ребенку переходить от одного занятия к другому
· Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения
· Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань)
· Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением
· Радоваться способности детей думать
· Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка
· Поощрять причинно-следственное мышление
· Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д.
· Позволять детям выражать как позитивные, так и негативные чувства
· Учить, как выражать чувства иначе, чем, ударив кого-либо или что-либо
· Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью
· Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей
· Объяснять “почему”, “как” и обеспечивать ребенка другой информацией
· Говорить как что называется
· Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват
· Относиться к ребенку как к “удивительному двухлетке”
· Заботиться о собственных потребностях
Вредное поведение родителей
· Говорить слишком много “не делай” и недостаточно “делай”
· Втягиваться в борьбу за власть с ребенком
· Считать, что будут хорошими родителями, если у них ребенок послушный
· Относиться к ребенку как к “ужасному двухлетке”
· Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей
· Ожидать слишком многого от детей
· Ожидать, что ребенок будет играть с другими детьми, прежде чем научится играть “около” других
· Не наказывать за недумание
· Стыдить и игнорировать ребенка
СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):
Полезное поведение родителей
· Поддерживать детей в выполнении задач развития
· Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
· Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств
· Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши
· Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением
· Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию
· Отвечать на вопросы
· Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка
· Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает
· Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности
· Хвалить за хорошее поведение
· Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками
· Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе
· Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления
Вредное поведение родителей
· Дразнить
· Проявлять непоследовательность
· Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно
· Не желать отвечать на вопросы
· Высмеивать ролевые игры или фантазии
· Реагировать на фантазии ребенка как на реальность
· Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка
· Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже
· Игнорировать ребенка
СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):
Полезное поведение родителей
· Поддерживать детей в выполнении задач развития
· Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
· Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов
· Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по-своему
· Давать много поощрений при обучении новому
· Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом
· Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление
· Не соглашаться с искажениями действительности
· Быть четким относительно того, кто за что отвечает
· Поощрять способности ребенка думать логично и творчески
· Предлагать способы решения проблем
· Обсуждать с ребенком, как и когда убегать, плыть по течению или стоять на своем
· Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила
· Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий
· Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с Вами
· Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать Вам о них
· Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и не поощрять, чтобы ребенок рос слишком быстро
· Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства
· Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее, возможно ближе к юности, того, кто послужит образцом для подражания
Вредное поведение родителей
· Быть непоследовательным в поддержании правил
· Настаивать на совершенстве
· Ожидать, что ребенок научится необходимым навыкам без инструкций, помощи и стандартов
· Заполнять все время ребенка уроками и занятиями, так что ребенку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил
· Потворствовать ребенку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи
· Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
· Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их
· Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребенок будет развивать навыки личной ответственности
· Игнорировать ребенка
СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):
Полезное поведение родителей
· Поддерживать подростков в выполнении задач развития
· Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
· Принимать все чувства подростков и говорить, как это было, когда у Вас появились сексуальные чувства
· Конфронтировать неприемлемому поведению
· Ясно выражать свою позицию относительно наркотиков и сексуального поведения
· Не соглашаться с искажениями действительности
· Определять способы, которыми подросток отделяется от семьи и поощрять те из них, которые поддерживают его и являются независимыми
· Понимать и поощрять проработку задач ранних стадий развития
· Радоваться и приветствовать взросление подростка
· Поощрять растущую независимость, принимать ту идентичность, которую приобретает подросток и стремиться, чтобы подросток был честен перед собой и осваивал приемлемое в обществе поведение. Это может отличаться от ожиданий и мечтаний, которые родители имеют по отношению к ребенку
· Участвовать в общественных мероприятиях по поддержанию безопасности в школе и на улице
Вредное поведение родителей
· Не откликаться на потребности, не проявлять заботу
· Удерживаться от заботливых прикосновений
· Реагировать сексуально на сексуальное созревание подростка
· Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их, проявлять непоследовательность в поддержании правил или отказываться обсуждать правила
· Не ожидать, что подростки будут думать и решать проблемы
· Грубо шутить о сексуальности, интересах, фантазиях, мечтах, внешности или друзьях
· Не препятствовать деструктивному или саморазрушающему поведению — от наркотиков до ограниченных друзей и интересов
· Пытаться удерживать ребенка от отделения
· Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
· Игнорировать ребенка
Литература: J. IllsleyClarke, C. Dawson. GrowingUpAgain, 1998
Поделитесь комментариями к статье, пожалуйста, уважаемый читатель! Нам полезно узнать, что вы получили для себя и чем мы можем быть полезны еще друг другу.