Может ли наша одежда раздражать окружающих и порождать негативное решение наших проблем? Конечно, если она кому-то не нравится – это плохо и последствия этого могут выходить далеко за рамки нашей фантазии.

Если обратиться к истории вообще, и истории одежды в частности, неоспорим тот факт, что одежда во все века «обслуживала» и дополняла общение людей. Знаком являлся цвет, форма, силуэт, вид и отдельные нюансы, элементы костюма.

Когда развитие человеческой цивилизации сформировало пирамиду социальной иерархии, одежда стала отражать статус ее обладателя. С незапамятных времен одежда и аксессуары выделяли вождя, главу племени. В Древне Греции одежда белого цвета являлась знаком свободного человека. В Древнем Риме такое же значение имела тога. По тому, как она была задрапирована, судили о культуре и образованности человека.

На наших глазах появляются новые знаки, вызванные новой действительностью России середины 90-х годов. Символом «нового русского» — стал малиновый пиджак, толстые, массивные золотые цепи и длинное кашемировое пальто (на мужчине).

Сорины, сестры. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения.-М.: «Гном-Пресс», 1999.-192с., илл. (одежда плюс психология).  

Одним периодам истории была присуща большая знаковость, другим – меньшая, но всегда одежда несла информацию о классовой дифференциации, отражала принадлежность к определенной социальной и культурной среде (с.68).

Специалисты в психологии визуальной экспрессии и импрессии личности, исследовавшие область костюмологии (наука о костюмах) сестры Сорины: Петрова Е.А. и Коробцева Н.А. выделяют следующую спецификацию одежды, как знака:

  • Одежда может быть знаком национальной принадлежности;
  • Одежда как знак принадлежности к организации (профессиональная форменная одежда военнослужащих, работников флота, железнодорожников, скаутов, школьная форма и т.д.);
  • Одежда может говорить о принадлежности к неформальной группировке; социально-половой роли ее владельца;
  • Одежда может быть знаком определенного времени суток (пижама, халат и т.д.), ситуации (повседневная, торжественная, официальная, неформализованная), места (для улицы, для дома, для отдыха и пр.);
  • Одежда выступает знаком ритуала (для новорожденных: красный бант для девочек, синий бант для мальчиков; свадебная; дипломатическая и пр.);
  • Одежда может указывать на сезон года, престижность, на моду, половую дифференциацию, возраст, сферу деятельности;
  • Одежда может стать знаком конкретного человека (Э.Пьехи, А.Пугачевой, В.Леонтьева и др. популярных лиц), знаком социального типа («джентльмен» — фрак, белый шарф, перчатки, трость; «женщина-товарищ» — красная косынка и кожанка в женском костюме; «новый русский» и пр.)

Совсем маленькие дети читаю такие знаки: «Этот дядя пожарный», — радостно говорят они, потому, что видят знаковый костюм.

Когда человек резко переходит на какой-то иной стиль одежды, меняет свой наряд, то это становится для других знаком его состояния и настроения на данный момент жизни.

Одежда может знаком привлечения внимания, демонстрировать призыв и приглашение; задавать различную степень интимности, способствовать установлению оптимальной дистанции в общении между людьми. Одежда может поддерживать внимание собеседника и может выразить окончание контакта (надевание верхней одежды, перчаток, головного убора и пр.).

Достичь желаемого эффекта в общении можно следующим образом: рассказывая о себе, предоставляя рекомендательные письма или просьбы к другим передать информацию о нас через третье лицо. Каждый вариант достижения желаемого впечатления с помощью слов по-своему хорош.

Однако можно управлять впечатлением и без слов. Наш внешний вид – тоже вполне определенный визуальный канал самоподачи (самопрезентации). Подобно молнии, которая предшествует грому, наш визуальный канал намного опережает наше вербальное общение!

С помощью внешнего облика человек выражает свое место в жизни, поддерживает свою самооценку и подтверждает образ собственного «я». Другой важной целью является презентация своих собственных мыслей, желаний, характера и прочего.

Степень воздействия одежды зависит и от того, кто ее оценивает. Если мы любим собранность и подтянутость и в одежде они явно читаются (ряд застегнутых пуговиц, на талии ремешок, все отутюжено, одежда светлая) – человек может рассчитывать на нашу благосклонность.

Черты, присущие одежде, как бы переносятся на человека. Данное явление было названо «нравственным символизмом».  В его основе лежит социально-психологический механизм восприятия людьми друг друга – механизм «внешней редукции», суть которого в отождествлении внешних и внутренних показателей человека. Нравственный символизм в одежде, вне сомнений, связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир.

Сходство в стиле одежды (но не абсолютное дублирование) может вызвать у нас чувство симпатии к человеку.  «Он такой же, как ты, — ему можно доверять »,- говорит нам наше бессознательное ощущение.

В основе данного явления лежит механизм «ингруппового фаворитизма», проявляющийся в общей тенденции людей оценивать положительно и находить позитивные отличия у себе подобных. Исследования, проведенные по данному вопросу, показывают, что степень сходства в манере одеваться влияет, например, на уровень отзывчивости людей.

Согласно Э.Берну, общение между людьми может быть удачным и приятным, а может быть конфликтным и приводить к взаимонепониманию. В основе взглядов Эрика Берна о конфликтности – изящная и простая мысль. Если люди общаются с нами с позиции, которую мы от них ожидаем и на которую их ставим, конфликтов не наблюдается. В случае, если мы обращаемся к человеку, предполагая у него одно состояние «я», а он выдает не соответствующую нашему представлению реакцию – возникает основание для конфликта и непонимания.

Изучая общение людей, Э.Берн описал три Я – состояния, которыми располагает каждый человек и которые по очереди, а иногда вместе выходят на внешнюю коммуникацию, внутренние Я – состояния – нормальные психологические феномены человеческой личности (Родитель (Р) – Взрослый (В) – Дитя (Д)).

Имиджмейкеры утверждают, что категоричность в облике связана с жесткостью внутренней позиции в общении. Раз и навсегда выбранная строгая манера одеваться гармонично сочетается с жизненными взглядами и внутренним состоянием «Я». Для оценки своих внутренних позиций в общении сестры Сорины предлагают тест «Транзактный анализ в общении» (см https://vk.com/topic-77485362_31059178), позволяющий более детально рассмотреть взгляды Э.Берна и научиться применять их в построении нашего имиджа:

Родитель. Считается, что в основе этого состояния лежит опыт первых пяти лет нашей жизни, отпечатанный в глубине души без всяких корректив. Прежде всего это предостережения и правила, реакции и оценки, которые окружали нас на первом этапе жизни. Без родительской заботы человеческий детеныш выжить не может, потому все сказанное ему родителями, до определенной поры, воспринимается как абсолютная истина. «Как поступают взрослые, так и надо жить»,- усваивает маленький человечек.

Одеваемся мы часто в рамках тех ограничений на цвет, фасон и другие особенности одежды, которые были определены нам в раннем возрасте. Одежда, окружающая нас в детстве, сохраняется в подсознании ребенка и оттуда влияет на манеру одеваться уже во взрослом состоянии. Исследования показывают, что те, кто носил и видел вокруг себя в детстве безликую и некрасивую одежду в одном случае, часто вырастают люди, не придающие никакого значения своему костюму, в другом, наоборот, безвкусные модники!

Когда в нас говорит «родитель», наш тон и внешний вид становятся назидательными, самоуверенными и несколько агрессивно-давящими на других. Мы поучаем,  направляем, опекаем, оцениваем или осуждаем кого-либо. В оформлении внешнего  облика выбор падает на консервативную манеру одеваться, жестко соблюдаются правила и традиции в туалете и не признаются другие подходы. Именно с этой позиции одеваются люди, демонстрирующие в одежде устаревшие каноны их молодости.

Взрослый. Это та часть, в которой доминирует объективный подход: решения принимаются на основе рационального анализа поступающей информации, преодолеваются чужие мнения и правила, которые не соответствуют образу, стилю, реалиям нашей жизни.

«Взрослый» в нас способен, просчитывая риск, оценить все возможные варианты выхода из ситуации. Он управляет ситуацией, сдерживая непосредственные реакции в общении.

Внешний вид – рациональный, корректный, сдержанный. У «взрослого» складывается имидж делового человека, профессионала в своей области. В общении он выдает трезвые оценки, логически мыслит, владеет собой. Одевается в соответствии с поставленными целями, не пойдет на поводу своих желаний и не купит вещь, которая ему нравится, но которую ему некуда одеть. Не будет менять имидж только ради игры, любые предпринятые перемены будут исключительно рациональны и оправданы.

Дитя. Третье состояние «Я» по Э.Берну возникает в раннем детстве и как бы задерживается в глубинах психики навсегда. Когда человек кричит и плачет, когда он непосредственен и импульсивен, тут вне сомнений преобладает данный тип «я». Как правило, при стрессах и ударах судьбы, люди легко попадают в состояние «дитя».

Внешний облик, манера поведения и стиль общения человека в доминирующем состоянии «дитя» — это позиция эмоционального, неуверенного, подчиняемого субъекта. Он может позволить себе капризничать, упрямиться, протестовать.

Именно это состояние «я» приводит человека к имиджу «вечного ребенка» или «подростка». Разнообразная манера одеваться, своеобразная игра в имидж! Тяга к чистым, ярким цветам, броским оттенкам тканей, увлечение косметикой и ювелирными украшениями, которые нас радуют, неоправданная экстравагантность, стремление одеваться не по возрасту (тяготение к молодежному стилю), игнорирование норм и требований этикета – вот следствие живущего в нас «дитя» (с.36-38).

Итак, транзактный анализ показывает нам, что одежда играет важную роль в проявлении состояния нашего «я», которое настраивает нас и окружающих на определенный тон и стиль общения.

С позиций теории Э.Берна, оптимальным является общение людей, осуществляемой на равных. Хорошо, когда оба собеседника получают друг от друга то, что ожидали. На языке одежды это значит равенство в манере одеваться. Когда беседуют две женщины, одетые в одинаково консервативной манере («родитель» — «родитель»), когда два бизнесмена, с деловым имиджем, ведут переговоры («взрослый» — «взрослый»), когда две девушки в нарядах в стиле «диско» отправляются на дискотеку («дитя» — «дитя») – здесь проблем не предвидится.

Транзактный анализ учит нас, что удачно сложатся отношения в ситуации оправдания наших ожиданий. В этом случае хорош любой взаимодополняющий контакт. Если преподаватель предпочитает общаться со студентами на равных позициях «взрослых», то на экзамене одежда, тяготеющая к деловому стилю, оптимальна. Однако если он стоит на позиции «родителя», который поучает «дитя», то лучше прийти на экзамен в образе образцовой школьницы!

Например, некто занимает в общении позицию «родителя» и ожидает от другого позиции «дитя», — такая ситуация возникает, например, при общении администратора школы и учителя. Естественно, при первом знакомстве с будущим директором выигрывает тот учитель, который во внешнем облике будет отвечать характеристикам скромного, воспитанного и послушного «дитя». И наоборот, такому учителю понравится администратор, который будет и внешне олицетворять черты доброго «родителя».

Однако если руководитель относится к категории вечно молодых, без определенного возраста, предпочитает спортивный стиль и активный образ жизни, а  в подчиненных видит коллег по «хобби» — содержание производимого впечатления необходимо связывать с системой разделяемых нами его нравственных идеалов и ценностей.

Все это примеры образцовых пристроек в одежде, которые могут разворачиваться по-разному, но всегда с бесконфликтным результатом.

И, наоборот, в ситуации, когда взаимодополняющего контакта не происходит, возникает основание для конфликта. Если женщина-подчиненный в своей одежде «изображает» милого и беспомощного ребенка (романтические бантики и невинные цвета, много грима и яркая бижутерия), а начальник хотел бы общаться с позиции «взрослый» — «взрослый», то это, конечно, не может не раздражать. Фон для конфликта создан!

Какое впечатление следует стремиться производить? Это напрямую зависит от целей и ситуаций общения. Однако можно назвать и универсальный набор характеристик, который оптимально подходит для большинства ситуаций. Во всем мире, как показывают различные психологические исследования, ценятся определенные человеческие качества: честность, скромность, компетентность. Поэтому их наличие во внешнем облике повышает благоприятное впечатление. Конечно, честность в одежде проявить сложно, но подчеркнуть одеждой скромность однозначно можно! Ну, а компетентность… Чем несерьезной внешний вид – тем больше окружающие будут сомневаться в Вашей компетентности (с.46-47).

Проблема самоподачи поэтому имеет особое значение в общении. Люди не просто сообщают о себе то, что думают, но и активно подают себя, стараясь произвести впечатление, которое сообразуется с их личностью, ситуацией и партнером по общению. Примеры:

– На деловых переговорах представитель компании делает презентацию услуг, только одет он при этом не в строгий деловой костюм, как предполагалось бы, а в теплый домашний свитер и джинсы. Вы поверите, что такой представитель сможет «взорвать индустрию» или «порвать» своих конкурентов?

– Женщина — руководитель компании очень хочет добиться уважения коллег и повысить свой авторитет среди партнеров. При этом, на работе она появляется в романтических платьях. Вы поверите в ее серьезность и эффективность, как руководителя?

– Женщина умирает без серьезных отношений и мечтает о семейной жизни. При этом она носит мини юбку и приветствует особенно глубокое декольте. Как её будут воспринимать мужчины? И с какой целью будут с ней знакомиться?

– Девушка страдает, что ее внутренний мир остается никем не замечен. При этом она выходит из дома редко, а если и выходит, то одета так невзрачно, что никто не хочет с ней знакомиться.

Есть ли у такой девушки вообще шанс когда-нибудь быть замеченной? Или ее спутник должен найтись сам собой дома под ковром?Управлять впечатлением – это необходимое умение для каждого цивилизованного человека, которое связано с общей стратегией нашей жизни. А сознательное построение имиджа без этого просто невозможно.

Понравилась статья?  Напишите внизу комментарий.

Вы можете принести пользу своим друзьям, если нажмете на одну из кнопочек. Всего одну:)

Спасибо!