Уважаемый читатель, в этой статье представлены материалы переводов J. IllsleyClarke и C. Dawson (GrowingUpAgain, 1998). Мы много и продуктивно используем их в нашей практике работы с родителями и их детьми. Будем рады, если вы получите свои результаты и поделитесь ими в комментариях к этой статье.

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

 Полезное поведение родителей

·       Поддерживать детей в выполнении задач развития

·       Обеспечивать любящую, последовательную заботу

·       Реагировать на потребности ребенка

·       Думать за ребенка

·       Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления

·       Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок

·       Выражать заботу в том, что прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему

·       Искать помощь, когда не уверены, как заботиться о ребенке

·       Быть надежным и заслуживающим доверия

·       Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых

Элина "Во"

Вредное поведение родителей

·       Не реагировать на зов ребенка

·       Не прикасаться и не держать на руках достаточное время

·       Реагировать сурово, гневно, возбужденно

·       Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден

·       Наказывать ребенка

·       Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку

·       Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер

·       Критиковать ребенка за что-либо

·       Игнорировать ребенка

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

Полезное поведение родителей

·       Поддерживать детей в выполнении задач развития

·       Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей

·       Защищать ребенка от повреждений

·       Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями

·       Говорить по два “да” на каждое “нет”

·       Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в “ку-ку” и пирожки, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)

·       Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно

·       Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”

·       Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”

·       Повторять звуки, которые издает ребенок

·       Много говорить ребенку

·       Реагировать, когда ребенок затевает игру

·       Заботиться о собственных потребностях

Вредное поведение родителей

·       Не обеспечивать защиту ребенка

·       Ограничивать подвижность ребенка

·       Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще

·       Ругать или наказывать

·       Ожидать, что ребенок не будет трогать “ценные” вещи

·       Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок

·       Игнорировать ребенка

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

Полезное поведение родителей

·       Поддерживать детей в выполнении задач развития

·       Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту

·       Помогать ребенку переходить от одного занятия к другому

·       Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения

·       Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань)

·       Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением

·       Радоваться способности детей думать

·       Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка

·       Поощрять причинно-следственное мышление

·       Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д.

·       Позволять детям выражать как позитивные, так и негативные чувства

·       Учить, как выражать чувства иначе, чем, ударив кого-либо или что-либо

·       Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью

·       Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей

·       Объяснять “почему”, “как” и обеспечивать ребенка другой информацией

·       Говорить как что называется

·       Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват

·       Относиться к ребенку как к “удивительному двухлетке”

·       Заботиться о собственных потребностях

Соня и мороженное

Вредное поведение родителей

·       Говорить слишком много “не делай” и недостаточно “делай”

·       Втягиваться в борьбу за власть с ребенком

·       Считать, что будут хорошими родителями, если у них ребенок послушный

·       Относиться к ребенку как к “ужасному двухлетке”

·       Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей

·       Ожидать слишком многого от детей

·       Ожидать, что ребенок будет играть с другими детьми, прежде чем научится играть “около” других

·       Не наказывать за недумание

·       Стыдить и игнорировать ребенка

 СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

 Полезное поведение родителей

·       Поддерживать детей в выполнении задач развития

·       Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту

·       Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств

·       Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши

·       Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением

·       Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию

·       Отвечать на вопросы

·       Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка

·       Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает

·       Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности

·       Хвалить за хорошее поведение

·       Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками

·       Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе

·       Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления

Вредное поведение родителей

·       Дразнить

·       Проявлять непоследовательность

·       Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно

·       Не желать отвечать на вопросы

·       Высмеивать ролевые игры или фантазии

·       Реагировать на фантазии ребенка как на реальность

·       Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка

·       Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже

·       Игнорировать ребенка

 СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

Полезное поведение родителей

·       Поддерживать детей в выполнении задач развития

·       Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту

·       Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов

·       Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по-своему

·       Давать много поощрений при обучении новому

·       Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом

·       Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление

·       Не соглашаться с искажениями действительности

·       Быть четким относительно того, кто за что отвечает

·       Поощрять способности ребенка думать логично и творчески

·       Предлагать способы решения проблем

·       Обсуждать с ребенком, как и когда убегать, плыть по течению или стоять на своем

·       Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила

·       Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий

·       Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с Вами

·       Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать Вам о них

·       Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и не поощрять, чтобы ребенок рос слишком быстро

·       Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства

·       Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее, возможно ближе к юности, того, кто послужит образцом для подражания

Вредное поведение родителей

·       Быть непоследовательным в поддержании правил

·       Настаивать на совершенстве

·       Ожидать, что ребенок научится необходимым навыкам без инструкций, помощи и стандартов

·       Заполнять все время ребенка уроками и занятиями, так что ребенку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил

·       Потворствовать ребенку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи

·       Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время

·       Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их

·       Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребенок будет развивать навыки личной ответственности

·       Игнорировать ребенка

 СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

Полезное поведение родителей

·       Поддерживать подростков в выполнении задач развития

·       Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту

·       Принимать все чувства подростков и говорить, как это было, когда у Вас появились сексуальные чувства

·       Конфронтировать неприемлемому поведению

·       Ясно выражать свою позицию относительно наркотиков и сексуального поведения

·       Не соглашаться с искажениями действительности

·       Определять способы, которыми подросток отделяется от семьи и поощрять те из них, которые поддерживают его и являются независимыми

·       Понимать и поощрять проработку задач ранних стадий развития

·       Радоваться и приветствовать взросление подростка

·       Поощрять растущую независимость, принимать ту идентичность, которую приобретает подросток и стремиться, чтобы подросток был честен перед собой и осваивал приемлемое в обществе поведение. Это может отличаться от ожиданий и мечтаний, которые родители имеют по отношению к ребенку

·       Участвовать в общественных мероприятиях по поддержанию безопасности в школе и на улице

Бессмертный полк_2019

Вредное поведение родителей

·       Не откликаться на потребности, не проявлять заботу

·       Удерживаться от заботливых прикосновений

·       Реагировать сексуально на сексуальное созревание подростка

·       Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их, проявлять непоследовательность в поддержании правил или отказываться обсуждать правила

·       Не ожидать, что подростки будут думать и решать проблемы

·       Грубо шутить о сексуальности, интересах, фантазиях, мечтах, внешности или друзьях

·       Не препятствовать деструктивному или саморазрушающему поведению — от наркотиков до ограниченных друзей и интересов

·       Пытаться удерживать ребенка от отделения

·       Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время

·       Игнорировать ребенка

Литература:  J. IllsleyClarke, C. Dawson. GrowingUpAgain, 1998

Поделитесь комментариями к статье, пожалуйста, уважаемый читатель! Нам полезно узнать, что вы получили для себя и чем мы можем быть полезны еще друг другу.