Детство не болезнь, которая пройдет.

Детство остается с нами на всю жизнь.

Эмоции – это данность. Как бы мы к ним не относились, они будут сопровождать нас от рождения и до самой смерти. Раз живой, значит, имею эмоции. И чем качественнее в этой теме разберёшься, тем больше сможешь помочь себе в личной и профессиональной жизни.

Отношения это всегда процесс, это непрерывный поток. И этот поток не стоит на месте. Вполне естественно, что в отношениях могут возникать проблемы, сложности, и даже конфликты. И в этих проблемах не последнюю роль играют эмоции. Как минимум при возникновении проблем возникают различные переживания. Раздражительность, вспыльчивость, обидчивость, вина, взаимные претензии, истерики, грусть. Эмоции всегда в той или иной степени участвуют в конфликтах, проблемах, сложностях. Они полноправные участники ссор и недопониманий.

Попытки обуздать, смягчить и цивилизировать проявление эмоций  были на протяжении всей истории человечества:

  • Свод законов Хаммурапи 18 век до н.э. (из 272 статей сохранилось 247: уголовное право, судопроизводство, кража. Грабежи, торговля, семья, градостроительство, рабство и др.);
  • 10 заповедей евреев;
  • Эдикты императора Ашоки, правителя империи Мауриев с 273 по 232 год до н. э.

Зигмунд Фрейд  написал: «Общество вынуждено было навязать правила извне, дабы усмирить волны перехлестывающих через край эмоций, бесконтрольно бушевавших внутри» («Цивилизация и вызванная ею неудовлетворенность»).

По данным Всемирной организации здравоохранения (2014):

  • Депрессия – лидирующая причина нетрудоспособности в мире
  • 350 млн людей по всему миру страдают от депрессии
  • 50% взрослых, имеющих психические заболевания, заболели в возрасте до 15 лет
  • Каждый десятый ребенок или взрослый имеет психические проблемы
  • Каждый 12-й (минимум  каждый 15-й)  ребенок и молодой взрослый наносят вред себе
  • 800,000 погибает от суицида ежегодно
  • 32,000 из них – в Российской Федерации
  • Каждые 40 секунд происходит суицид
  • Суицид – вторая лидирующая причина смерти  молодежи от 15 до 29 лет

Все эмоции, по существу,  представляют побуждение к действию, мгновенные программы действий по обращению с жизнью. Когда эмоция возникает, то ВСЕ наше тело включено в этот процесс. Эмоция отражает жизнь нашего тела целиком. И если мы хотим управлять эмоцией напрямую, то придётся иметь дело со всей нашей физиологией. Мы можем сделать вид, что ничего не испытываем. Ну, например, потому, что я не должен, не хочу, не могу, не способен, не имею права эту эмоцию испытывать, и вообще, — «у нас в семье так не принято». Но разве это контроль? Это самообман. А когда сам себя водишь за нос, то тогда жизнь может стать не в радость. Одной из форм внутреннего напряжения является рискованное поведение.

Особенно ярко  мы наблюдаем подобную эмоциональную деятельность в подростковом возрасте, когда происходит переоценка отношения к жизни, появляется желание осуществлять контроль за всеми ее проявлениями. Одним из средств реализации такого контроля как раз и выступает рискованное поведение, позволяющее подростку преодолеть состояние под условным названием «возможность не жить» и вернуться в состояние полноценной жизни, основанное на познании окружающей действительности посредством собственного опыта.

Специалисты здравоохранения (Scandinavian research; Department of Health, London (2011) утверждают:

  • Раннее вмешательство с  использованием инструментов SEL (социальных и эмоциональных знаний)  является эффективным;
  • Полезно для общества:  Инвестиции в раннюю профилактику означают меньше психических отклонений, меньше преступности, меньше антисоциального поведения;
  • Выгодное вложение: На каждый £1, потраченный на программы социального и эмоционального здоровья для детей,   £84 сохраняется для общества;
  • Полезно для детей: эмоциональная и социальная компетентность оказывает большее влияние, чем  IQ на успехи в учебе, личные достижения и карьеру;
  • Полезно для школ:  проведено 317 исследований с участием   324,303 детей, обнаружено:

«научно обоснованные программы непросредственно коррелируют с улучшением академической успеваемости».

На основании проведенных исследований ВОЗ (2014) были сделаны выводы: программы поддержки социального и эмоционального здоровья могут предотвращать суициды.

Защитными факторами от включения таких программ в образовательную деятельность детей раннего возраста (5-7 лет) являются следующее результаты:

  • Эффективные позитивные стратегии по преодолению трудностей
  • Здоровую самооценку, самоэффективность,  навыки эффективного решения проблем
  • Способность обращаться за помощью при необходимости.

Одной из таких программ поддержки социального и эмоционального здоровья детей раннего возраста  является международный российско-норвежский проект «Друзья Зиппи», реализуемый АНО «Содействие» г. Петрозаводска, Карелия. Программа «Друзья Зиппи» (24 часа) преподается детям в классе/группе детского сада и обучает детей с любыми способностями в возрасте 5-7 лет :

  • Лучшим навыкам преодоления трудностей:  Позитивные пути преодоления трудностей и повседневных проблем
  • Лучшим социальным навыкам:  Как лучше общаться и ладить с другими

Программа  «Друзья Зиппи» одобрена Всемирной организацией здравоохранения и  на протяжении нескольких лет успешно применяется для работы с детьми более, чем в 30 странах мира, таких как: Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Польша, Литва, Дания, Китай, Индия, Сингапур, Бельгия, США, Канада, Исландия, Мексика и др. В 7 странах (Великобритания, Ирландия, Норвегия, Исландия, Сингапур, Бельгия, Литва) программу «Друзья Зиппи» включили в государственный стандарт для начальной школы, и она полностью финансируется государством.

В России программа «Друзья Зиппи» хорошо показала себя в Москве, Республике Карелия, Мурманске, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Причиной включения  программы «Друзья Зиппи» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в программу образовательных учреждений стали мсследования.

Результаты исследования показали, что среди «благополучных» детей:

  • -14,62% детей имеют выраженные нарушения внимания,
  • — 18,71% — эмоциональные нарушения, свидетельствующие об отклонении от нормы,
  • — 16,96% — нарушения поведения,
  • — 22,81%  — серьезные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
  • — 16,37% детей выборки по интегральной шкале «Общая оценка трудностей»  относятся к категории «отклонение от нормы», еще 13,45%  относятся к пограничному уровню.
  • По шкале оценки влияния нарушений на жизнедеятельность (учебу в школе, активность в свободное время, взаимоотношения со сверстниками и др.) 23,98% детей относятся к пограничному уровню или имеют выраженные  отклонения от нормы.

Наибольшее беспокойство вызывает то, что среди опрошенных детей:

  • больше 1/3 детей не говорят с родителями о своих чувствах;
  • 1/2 детей не обращается за помощью к друзьям и родителям, т.е. «носят проблему в себе»;
  • больше половины детей не стремятся решить проблему/преодолеть трудности

Программа «Друзья Зиппи», разработанная для детей 5-7 лет как программа ранней профилактики, учит детей, как справляться с жизненными трудностями. Эти навыки дети смогут применять даже тогда, когда станут взрослыми. Они смогут видеть и выбирать ПОЛЕЗНЫЕ стратегии, что будет способствовать в будущем профилактике таких негативных форм поведения как употребление алкоголя, наркотиков, и причинения вреда себе (суициды).

Отзывы о  программе педагогов/воспитателей:

  • «Эта программа развивает способность маленьких детей справляться  с трудностями. Она развивает социальные навыки детей, уверенность в себе и делает их более подготовленными   способными помогать другим  людям в  трудных ситуациях. Программа улучшает общение в группе, так же как и помогает детям справляться с трудностями.  Программа полезна и для самих воспитателей».
  •  «Снизилось количество случаев проявления проблемного поведения в классе. Улучшилась академическая успеваемость и социальный климат в классе. Снизилось количество случаев буллинга. Лучшее стало взаимопонимание среди детей. Снизилось количество случаев отвержения детей».
  • Я действительно вижу эффект от занятий «Друзья Зиппи», например, когда дети играют на школьном дворе. Дети не бегут ко мне, если у них случается конфликт.  Благодаря занятиям «Друзья Зиппи» дети сами разрешают возникающие конфликты

 

Отзывы родителей:

  • «Больше активного решения проблем и обращения за помощью в сложных ситуациях»
  • «Дети стали меньше обзывать, меньше обвинять других и принимать желаемое за действительное»
  • «Мой сын был очень стеснительным, он не мог общаться с другими … После занятий «Друзья Зиппи» он полон уверенности в себе… Он изменился как личность, он играет с другими детьми».

 

Комментарии детей:

  • «Мне понравилось делиться своими чувствами»
  • «Мне понравилось говорить о своих проблемах»
  • «Мне понравилось, что можно определить проблему и найти решение для нее»
  • «Я научился прощать друзей, если они сделали что-то не так»
  • «Мы узнали множество полезных решений, и если одно не сработает, то можно использовать другое!»

Понимание своих потребностей требует от нас грамотного отношения к себе. И хотя понятие грамотности по-разному определялось во времени и пространстве, смысл его менялся вместе с требованиями, которые общество предъявляло к человеку. Эти требования являлись одним из факторов формирования и социального заказа школе.

Еще недавно человек считался грамотным, если был в состоянии написать свое имя. Навыки, которые сегодняшний мир труда требует от своих работников, резко усложнились. Понятие грамотность «наполняется» не только знаниями, сколько приобретенным опытом решения проблем, опытом оценочной деятельности.

Усложнение представлений о грамотности современного человека привело к дифференциации уровней грамотности. Ученые и педагоги выделяют «элементарную», «функциональную» и «критическую» грамотность (К. Селкинг, А. Вилмотт, Дж. Брунер, Т. Брамельд, П. Робертс, Р. Глэзер). Только достигнув высоких уровней грамотности, человек может полностью развить свой потенциал.

Рассматривая способность человека быть успешным в современном обществе, Даниэл Големан в своей книге «Эмоциональный интеллект» убедительно доказывает, что развитие у человека только познавательных функций (включая ощущение, восприятие, мышление и т. д., в отличие от чувств, желаний), не дает  ему возможности занять достойное место в жизни. Определяющими в профессиональной карьере и личностном росте человека являются чувства и эмоции, точнее способность ими управлять в процессе жизненных изменений, быть эмоционально грамотным в общении с другими людьми. Все эмоции могут быть в огромной степени помогающими, позитивными и увеличивать нашу личную силу; и они же могут быть деструктивными и делать нас бессильными.

До конца 60-х годов прошлого века в научном мире была распространена теория культурной обусловленности эмоций. Считалось что эмоции это вроде как некий навык, умение. И этому умению человек обучается в своей культуре. То есть, ребенок рождается, и эмоции у него появляются в зависимости от того места, где он вырос. Это означало, что люди живущие в разных странах и культурах, переживают различные эмоции.

Антрополог Пол Экман (прототип главного героя известного сериала «Обмани Меня») обнаружил и доказал, что эмоции, — это всеобщий язык. У любого человека, у каждого из нас есть набор базовых эмоций, есть та самая эмоциональная данность, которая присуща всем людям.

Клод Стайнер, всемирно известный ученый, психолог и педагог, разработал тренинг и дал определение эмоциональной грамотности: эмоции существуют; они – неотъемлемый аспект человеческой натуры. Если мы эмоционально грамотны – это означает, что мы имеем эмоции,  знаем, какие они и насколько сильны, и мы знаем, что вызывает их в нас и в других. Мы учимся, как, где и когда выражать их, и учимся, как их контролировать. Мы узнаем, как они действуют на других людей, и берем на себя ответственность за этот эффект. Когда мы эмоционально грамотны, то становимся мудрыми “дегустаторами” фактуры, аромата и вкуса эмоций, хороших и плохих. Мы развиваем зрелость и осознанность, чтобы производить желаемые перемены в своей жизни. Эмоциональная грамотность увеличивает нашу личную силу. Она делает нас еще более лучшими родителями, партнерами, коллегами, учителями, министрами, бизнесменами, работодателями, коммерсантами, учеными, общественными деятелями и политиками.

Шкала эмоционального осознавания иллюстрирует не только концепцию  эмоциональной осознанности (рис.1), разработанную Клодом Стайнером, она представляет собой педагогический  континуум результативности эмоциональной грамотности между двумя идеальными, несуществующими состояниями: от нулевой эмоциональной грамотности к 100%ной:

______________________________________________

100%

???

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

ЭМПАТИЯ

ПРИЧИННОСТЬ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

————————ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

ХАОТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ

ОЦЕПЕНЕНИЕ

0%_______________________________________________

Рис.1. Шкала эмоционального осознавания

Клод Стайнер установил принципы и развил тренинг эмоциональной грамотности в качестве практического применения транзактного анализа:

АКСИОМА 1. Здоровое человеческое существо – это эмоционально отвечающее и ответственное существо, которое можно заставить чувствовать и которое отвечает за то, как он или она заставляет чувствовать других.

АКСИОМА 2. Эмоциональная информация абсолютно необходима для эффективного межличностного общения; без нее мы имеем только половину данных в любом взаимодействии.

АКСИОМА 3. От эффективности межличностного общения зависит уровень продуктивности человека и его личностная сила (Goleman, 1995).

Результаты мировых исследований и практика педагогического опыта позволяют сделать выводы: эмоциональная и социальная компетентность оказывает большее влияние, чем  IQ на успехи в учебе, личные достижения и карьеру. Использование программ ранней профилактики означают меньше психических отклонений, меньше преступности, меньше антисоциального поведения  в будущем.

Хочется закончить нашу статью словами  Пола Рубинштейна: «Если у нас будет возможность научить маленьких детей справляться с трудностями, они будут лучше подготовлены к разрешению проблем и кризисных ситуаций в подростковом возрасте и во взрослой жизни». Вы можете начать прямо сейчас.

Репост в Социальных  Сетях вызывает приятную эмоцию.

Буду признательная за комментарий к статье !